Французский парламент принял законопроект о противодействии разжиганию ненависти в Интернете

Компьютеры и программы
image

13 мая 2020 года французский парламент принял проект Закона о противодействии разжиганию ненависти в Интернете (Proposition de loi visant à lutter contre la haine sur Internet).

В настоящее время Законопроект ожидает подписания Президентом Республики.

Термины и определения

CSA – Высший совет по аудиовизуальным средствам, осуществляющий контроль за исполнением положений законопроекта. CSA создан в соответствии с законом Леотара от 30 сентября 1986 года №861067 о свободе коммуникаций (с учетом дополнений закона №89-25 от 17 января 1989 года) и наделен полномочиями по регулированию аудиовизуального сектора. CSA имеет статус независимого государственного органа (API), в соответствии с которым сообщает о своих действиях связанным с ним государственным органам, но не подчиняется правительству или другому органу власти.

OCLCTIC – Центральное управление по борьбе с преступлениями, связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Является подразделением центрального управления судебной полиции Франции, которое входит в состав Главного управления национальной полиции Министерства внутренних дел Франции.

OCLCTIC отвечает за борьбу со всеми формами правонарушений, которые происходят с использованием информационных и коммуникационных технологий, независимо от сферы деятельности (как в сфере ИТ, так и в любых других).

Основными задачами подразделения являются противодействие компьютерным вторжениям; противодействие мошенничеству в сфере ИТ; борьба с подделкой банковских карт; борьба с мошенничеством операторов связи; контакты с Интерполом; техническая помощь полиции; криминалистика в компьютерной сфере; исследование перспективных технологий и угроз, а также анализ отчетности.

Онлайн-платформа – ресурс в сети Интернет, управляемый оператором онлайн-платформы.

Оператор онлайн-платформы – физическое или юридическое лицо, предлагающее на профессиональной основе, возмездно или безвозмездно, услугу онлайн-коммуникации.

Общие положения законопроекта

На основании данного законопроекта предусмотрен следующий порядок противодействия разжиганию ненависти в Интернете:

1. Онлайн-платформа обязана реализовать электронную форму подачи жалобы и обеспечить возможность предоставления информации о иных способах подачи жалобы.

2. Онлайн-платформа обязана в случае подтверждения обоснованности полученной жалобы:

 удалять публичные сообщения, разжигающие ненависть на основе расовой принадлежности, религии, сексуальной ориентации, пола, состояния здоровья, а также сексуальные домогательства в течение 24 часов с момента подачи жалобы;

 удалять призывы к терроризму и порнографию с участием детей в течение 1 часа с момента подачи жалобы;

 проинформировать OCLCTIC в течение того же периода времени.

Предложенный режим исполнения законопроекта может создавать сложности: конкретные критерии обоснованности жалобы не определены, в то время как за 24 часа необходимо принять решение о факте «разжигании ненависти», которое по своей сути является контекстуальным, специфичным и зависимым от трактовки. На практике сложно строго определить «явную незаконность» контента.

3. Онлайн-платформа должна иметь законного представителя на территории Франции.

4. Онлайн-платформа должна напоминать авторам о «явно незаконном» контенте, который был удален, и возможных гражданских и уголовных санкциях.

5. Онлайн-платформа должна информировать лиц в возрасте до 15 лет о потенциальных правовых санкциях, которым они могут подвергнуться при публикации в Интернете контента, разжигающего ненависть.

6. Онлайн-платформа должна давать однозначное понимание своих стандартов проверки контента и демонстрировать CSA в рамках основных отчетов свою внутреннюю организацию и ресурсы, выделенные для исполнения обязательств по удалению незаконного контента.

7. Пользователи онлайн-платформы должны предоставлять информацию о фактах и причинах направления жалобы, а также о расположении предположительно незаконного контента.

8. Намеренное искажение информации при подаче жалобы на удаление контента может повлечь наказание в виде лишения свободы сроком на один год и/или штрафа в размере до 15 000 евро.

9. OCLCTIC в рамках борьбы с распространением копий контента, на который подана жалоба, может по решению суда запретить доступ ко всем сайтам, содержащим, полностью или частично, контент, обозначенный в жалобе.

10. CSA осуществляет контроль онлайн-платформ на соответствие требованиям Закона. Может наложить штраф:

 за отказ от сотрудничества с правоохранительными органами, в том числе путем невыдачи данных, которые могут позволить идентифицировать лиц, разместивших предполагаемый незаконный контент, на сумму до 250 000 евро;

 за отказ от удаления незаконных материалов в установленные сроки на сумму до 1,25 млн евро;

в случае повторяющегося и существенного несоблюдения одного или нескольких выше обозначенных требований закона, в размере до 4% от годового мирового оборота онлайн-платформы.

11. CSA осуществляет контроль эффективности и корректности удаления онлайн-платформой запрещенного контента.

Выводы

Данный законопроект соответствует тенденции на ужесточение регулирования контента, затрагивающего темы терроризма, разжигание ненависти на основе расы, религии, сексуальной ориентации, пола или инвалидности, как в мире в целом, так и в Европейском союзе в частности. Законопроект придерживается подхода аналогичного закону NetzDG в Германии, но имеет более широкую сферу своего действия.

С учетом того, что Германия и Франция являются передовыми странами ЕС, данные законодательные инициативы могут стать отправной точкой для создания общеевропейских стандартов в области борьбы с разжиганием ненависти в Интернете. Также прогнозируется появление аналогичных подходов в области правового регулирования в других регионах мира.

В 2018 году Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Боярским и А.Г. Альшевских был представлен законопроект № 223849-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», описывающий аналогичный подход к регулированию социальных сетей. Упомянутый законопроект не содержал информацию о штрафах и область его применения ограничивалась социальными сетями.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий