28 августа 1717 года в Королевскую академию живописи поступил молодой французский живописец Антуан Ватто, который представил полотно, ставшее впоследствии шедевром и началом нового стиля «галантные празднества» — это «Паломничество на остров Киферу». В чем заключается сюжет картины и почему ее считают переломной?

О художнике

Антуан Ватто родился в 1684 году в Валансьене в семье кровельщика. Известно, что по прибытии в Париж Ватто был нанят помощником для создания грубых копий религиозных картин. Примерно в 1705 году Ватто устроился в студию Клода Жилло, который специализировался на комедийных сценах дель арте, и который, в свою очередь, познакомил его с Клодом Одраном III, дизайнером орнаментов. Работа под руководством этих двух влиятельных мастеров позволили Ватто создать свой уникальный зрелый стиль, который со временем перенял влияние театральной тематики и дизайна. Не имея академического образования, Ватто при этом удалось принять участие в конкурсе за Римскую премию Королевской академии живописи и скульптуры. Это было в 1709 году. Молодой талант занял второе место, но, к его большому разочарованию, так и не был отправлен учиться в Италию (вмешались внутренние распорядки академии).

Портреты Антуана Ватто

О биографии Ватто мало что известно. Но некоторая информация об особенностях его нрава дошла до наших дней. Например, известно, что Ватто был человеком нервным. Характер имел довольно сдержанный, уединенный и имел всего несколько верных друзей. Частая смена места жительства и студии, в которой он работал, объясняется и неугомонным темпераментом, и небрежностью холостяцких привычек (Ватто, к слову, ни разу не был женат). В 1717 году Ватто был принят в Академию живописи. Его новаторская вступительная работа — «Паломничество на остров Киферу» — не вписывалась ни в одну из установленных категорий в академической иерархии. Но это не помешало Ватто быть принятым в академию. Впервые в истории живописи Ватто поступил в Королевскую академию с беспрецедентным титулом «художник галантных праздников», а его картина была официально квалифицирована как fête galante.

Миф об острове

blank

Остров Киферу (Греция) / фото: pixabay.com

Главный герой картины – неодушевленный, но при этом не менее важный –остров Киферу. В сказке из древнегреческой мифологии говорится, что Посейдон, Бог Моря, однажды влюбился в нимфу по имени Керкира, дочь речного бога Асопоса. Тогда он решил найти укромное место, где можно было бы скрыть свою любовь. Посейдон выбрал самый несравненный и прекрасный ландшафт, особый дом для возлюбленной. Он дал тому уникальному острову имя любимой — Керкира (греческое название Корфу).

Корфу — второй по величине остров Ионических островов. Горные хребты поднимаются на высоту 1663 фута. Его непревзойденная красота является результатом мультикультурной «мозаики», которая включает в себя древнегреческие и венецианские черты как в искусстве, так и в архитектуре. Неслучайно величайшие цивилизации, когда-либо существовавшие на Земле, а также великие французская и британская империи, на протяжении многих столетий хотели присоединить к себе Корфу. В древности считалось, что Кифера, один из греческих островов, серьезно претендовал на то, чтобы быть местом рождения Афродиты, богини любви. Таким образом, остров считался священным для Афродиты и символа любви.

Сюжет

blank

Картина «Паломничество на остров Киферу» / фото: artchallenge.ru/

На картине Ватто изображены влюбленные пары на мифическом острове Кифера на разных этапах их метафорического «путешествия» любви. Юные кавалеры, одетые в бархат и шелк, бродят бесцельно или ухаживают из любимыми женщинами. Они не знакомы ни с трудом, ни с голодом, ни с заботами. Добрая фея дала им все, что им нужно: атласные башмаки, нотные книги, пастушеский тирс. Такими же детьми зачарованных райских нив являются и женщины. Голубыми глазами смотрят они на своих поклонников. Они одеты в матовый шелк: розовый, лиловый, желтый.
blank

Картина «Паломничество на остров Киферу», фрагмент / фото: artchallenge.ru/

На переднем плане три пары влюбленных. Первая пара сидит, увлеченная кокетливым разговором. С ними рядом вторая пара, которая только что встала, а третья пара направляется к кораблю. Девушка с ностальгией оглядывается на то место, где провела столько счастливых часов. Вдалеке несколько фигур поднимаются на борт великолепного корабля с парящими над головой херувимами. Теперь влюбленные спускаются к берегу, смеясь, они направляются к кораблю. У подножия холма изображено еще несколько счастливых людей. Картина является прославлением любви, главные атрибуты авторского посыла – купидоны. Амуры взбираются на мачту, пускают свои стрелы в сердца красавиц, обвивают медлящих цепью из роз. Они летают вокруг пар и «связывают» их сердца. Статуя Афродиты также очень ярко и примечательно выделяется в композиции картины. Светящиеся цвета указывают на влияние венецианской живописи на Ватто.

Таким образом, великолепная картина Антуана Ватто стала не только переломным моментом в его собственной карьере, но и стала основополагающей в создании нового направления в живописи – «галантные празднества».
Источник